Архитектура антонио гауди: фото зданий и биография мастера
Архитектура модерна. Антонио Гауди
Гауди — один из самых знаменитых и узнаваемых архитекторов в мире. В этой части узнаем, как устроены его главные шедевры.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
1-7. Дом Висенс, Барселона, Испания, 1885
8-10. Павильоны Гуэль, Барселона, Испания, 1887
Поговорим об Антонио Гауди. Его здания не похожи друг на друга, но в них чувствуется авторский стиль. Творчество Гауди — воплощение модерна, непохожее на весь остальной модерн.
Почему Гауди остался в истории архитектуры 👇
⏱ Начал за 20 лет до мейнстримного модерна. Еще в 1880-е Гауди создавал радикальные проекты — не академичные и не похожие на привычную архитектуру того времени: Дом Висенс, павильоны Гуэль.
🔎 Был перфекционистом в деталях. Любой архитектор модерна уделяет деталям много внимания, но Гауди пошел дальше всех: в его здании может быть несколько готических башенок, и у каждой шпиль сделан по-своему.
🔝 Довел модерн до предела. Есть архитекторы, которые творят в контексте эпохи, но делают это мощнее и интереснее современников. Для барокко таким был Борромини — и таким стал Гауди для модерна.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2, 3, 4, 5. Дом Батльо, Барселона, Испания, 1877
6, 7, 8. Парк Гуэль, Барселона, Испания, 1900-1914
9, 10. Дом Мила, Барселона, Испания, 1901
В 1900 году модерн стал мировым течением. В это время Гауди раскрылся полностью, появились самые знаменитые его вещи: парк Гуэля, большие доходные дома Батльо и Мила в центре Барселоны.
Рассмотрим внимательнее дом Батльо — что делает его уникальным 👇
➰ Природные формы. В этом асимметричном доме воплотилась дикая фантазия Гауди. Все соединения похожи на суставы, а балконы напоминают тазовые кости.
🤹 Импровизация. Гауди любил многое придумывать и доделывать на ходу. Мозаика из керамических чешуек на фасаде от третьего этажа и выше — чистая импровизация.
Саграда Фамилия, Барселона, Испания, начало строительства в 1882 году
Пришло время поговорить о Саграде Фамилии — гигантской церкви в новом районе Барселоны. Это величайший памятник модерна, который до сих пор не достроен.
Как Гауди создал шедевр 👇
⛪️ Начал с неоготики. Готика лучше всех умела строить большие, высокие, светлые церкви.
💡 По ходу придумал, как сделать лучше. Гауди разработал более эффективное устройство каркаса здания с лучшим распределением нагрузок. Получилось светлее, экономнее и выразительнее.
✅ Добавил ни на что не похожие детали. Церковь напоминает готическую, но цитат из готики в ней практически нет. Все детали придумал сам Гауди. Это пример эпичного модерна, его высшая точка.
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Антонио Гауди — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь
Антонио Гауди (1852-1926) — испанский (каталонский) архитектор, работавший в направлении модерн, но создавший свой неповторимый и узнаваемый стиль. Большинство его причудливо-фантастических работ возведено в Барселоне.
Антонио Гауди – это уникальный, исключительный феномен в европейской архитектуре. Он с неповторимой экспрессивностью интерпретировал достижения средневекового зодчества, сумев сохранить его конструктивные принципы. Элементами, характерными для стиля Гауди, являются проемы с округлыми, если не сказать нерегулярными, контурами и волнообразные стены. Одним из его выдающихся достижений стало использование параболических арок и наклонных опор, пришедших на смену классическим аркбутанам. Была у него и еще одна своеобразная черта: он проектировал крыши, не довольствуясь плоскими поверхностями, а прибегая к сложным формам и абстрактным декоративным элементам.
В понимании Гауди геометрия была тесно связана с природой. Манера использования архитектором камня и железа была очень оригинальной: мастер всегда исходил из природных элементов.
Гауди был особенным архитектором. Его творчество очень трудно отнести к какому-либо одному из современных ему художественных течений. Неоготический стиль оказал заметное влияние на Гауди в самом начале его карьеры. Тем не менее, вскоре этот стиль уступил место другим. Например ближневосточное или мавританское влияние заметно в Винных погребах Гуэль в Лес Кортс (1884-1887), вилле Эль Капричо в Комильясе (1883-1885) и доме Висенс в Барселоне (1883-1888). Известно, что в этот период в распоряжении архитектора находились фотографии, присланные из Великобритании и изображавшие некоторые здания Индии и Египта.
В последние годы XIX века Гауди демонстрировал более натуралистический стиль, что нашло отражение в Винных погребах Гуэль в Гаррафе (1895-1897) и в проекте для африканских католических миссий в Танжере (1892-1912). Затем наступил период, рассматриваемый как самый модернистский. Наглядными иллюстрациями к нему служат Рождественский фасад Саграда Фамилия, Дом Кальвет и ворота Усадьбы Миральес.
Наконец, Гауди создал творения, наиболее показательные для его стиля: Дом Бальо и дом Мила (1906-1912).
При возведении Саграда Фамилия Гауди на протяжении многих лет прорабатывал и оттачивал структурные и орнаментальные формы. Работая над этим проектом, архитектор по-прежнему находил главный источник вдохновения в природе. В первых набросках прослеживается четкая неоготическая тенденция, затем наблюдаются изменения в сторону увеличения декоративных элементов, характерных для стиля модерн.
Эта «эволюция стилей» явственно чувствуется в различной символике, которую использовал архитектор, декорируя свои творения. Здесь мы видимо античные символы, элементы средневековой геральдики, религиозного символизма и, наконец, реалистичное изображение растений и животных.
Биография
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в городе Реус (провинция Таррагона) в семье ремесленников. С самого детства у него проявилась страсть к искусству. В 1867 году Антонио пыполнил серию рисунков для своего журнала El Arlequin («Арлекин»), который издавал в Реусе со своими школьными товарищами Эдуардом Тода и Жузепом Риберой. С ними Гауди многие годы шел похожими путями.
В 1869 году, окончив среднюю школу, Антонио переехал в Барселону, где его брат изучал медицину. Здесь он записался в Институт неполного педагогического образования, а затем стал посещать подготовительные курсы для поступления в архитектурную школу. Гауди и раньше проявлял неподдельный интерес к архитектуре, разработав в 1868 году вместе с Тода и Риберой практически утопический проект реставрации заброшенного монастыря Санта Мария де Поблет. Друзья предложили передать монастырь в общую собственность ремесленникам и художника.
В 1873 году Гауди начал изучать архитектуру в Школе изящных искусств де Льоджа, которая двумя годами позже стала называться Барселонской архитектурной школой и расположилась в помещениях Барселонского университета. Чтобы оплачивать свою учебу, Гауди делал чертежи. На первом году обучения он получил предложение сотрудничать с Жузепом Фонтсере и был задействован в разработке проектов для Парка де ла Сьютаделья и рынка Борн в Барселоне. Будучи студентом, Гауди выполнил несколько проектов, например водонапорной башни в Парке де ла Сьютаделья, и работал с такими знаменитыми архитекторами, как Франсиско де Паула дель Вильяр, которому помогал разрабатывать проект капеллы и апсиды для монастыря на горе Монтсеррат.
4 января 1878 года Антонио Гауди блестяще сдал последний выпускной экзамен и получил диплом архитектора. Отныне он полностью посвятил себя работе над своими творениями.
С первых шагов профессиональной деятельности Гауди проявил себя как художник, наделенный многими талантами. Он брался за самые разнообразные работы, например делал эскизы фонарей на площади Рейал в Барселоне, эскизы предметов мебели для капеллы-усыпальницы маркиза Комильяса, спроектировал витрину для перчаток из кованого железа, дерева и стекла для торгового дома Эстеве Комельи, демонстрировавшуюся на Всемирной Парижской выставке, и даже цветочный киоск.
Гауди не любил доверять бумаге свои размышления об эстетике, и поэтом нам известная только одна его статья, опубликованная в 1881 году в газете La Renaixensa. В конце 1870-х годов Гауди познакомился с Эусебио Гуэлем, ставшим через несколько лет его верным и щедрым меценатом. Гуэль действительно предоставлял архитектору полную свободу при создании и претворении в жизнь его проектов. В 1882 был заложен первый камень церкви Саграда Фамилия в Барселоне. Тогда молодой Гауди еще не имел ни малейшего отношения к данному проекту. Однако через год ему поручили выполнить проект колонн крипты храма. В тот период зодчий разработал несколько проектов, со временем ставших эталонами модерна.
Любовь Гауди к природе была главным источником вдохновения при выполнении всех его проектов. Дом Висенс(1883-1888) в Барселоне примечателен своим фасадом, почти полностью покрытым облицовочной плиткой с маленькими желтыми цветочками. В том же 1883 году в местечке Комильяс недалеко от города Сантандер Гауди приступил в к строительству виллы Кижано, известной как Эль Капричо. 1884 год, решающий для Гауди, был ознаменован его официальным назначением на должность главного архитектора храма Саграда Фамилия. Так архитектор пустился в одну из своих крупнейших авантюр, конца которой ему не довелось увидеть и которая продолжается в и наши дни, несмотря на постоянно возрастающий темп работ. В 1880-е годы, помимо строительства храма, архитектор работал и над другими заказами. Привлечь гауди к претворению в жизнь собственных замыслов стремились представители Церкви, частные заказчики и особенно граф Гуэль. Для этого каталонского дворянина Гауди сделал множество эскизов.
Гауди без колебаний отправлялся туда, где его ждали. Именно поэтому он работал и за пределами Каталонии, где появились такие шедевры, как епископский дворец в Асторге, недалеко от Леона.
На Всемирной Барселонской выставке 1888 года была представлена одна из работ Гауди: павильон Трансатлантической компании, принадлежавшей Антонио Лопез-и-Лопезу, еще одному крупному заказчику архитектора. В начала 1890-х годов Гауди начал работать над строительством Дома Ботинес в Леоне, а также необычной виллы Эль Капричо в Комильясе (Сантандер), заказанной Гуэлем.
Тогда же Гауди отправился в Танжер для осмотра земельного участка, где ему предстояло возвести католическую церковь, но она так и не была построена. В 1894 году он взялся за проект для Колонии Гуэль в Санта-Колома-де-Сервельо, а через четыре года приступил к строительству крипты, завершенной в 1915 году.
В последние годы XIX века и в начале следующего столетия архитектор получил несколько крупных заказов. В 1898 году начались работы по возведению Дома Кальвет, признанного в 1900 году лучшим зданием Барселоны. Затем наступила очередь Бельесгуарда (1900-1909), а также проекта скульптурной композиции, изображающей тайну Воскресения на пути к церкви Санта Кова на горе Монтсеррат, и декоративной отделки дома маркизы Кастельдосриус. На заре нового столетия граф Гудль в очередной раз обратился к Гауди с целью реализации одного из своих самых амбициозных планов: обустройства парка в Барселоне, где зеленые насаждения, портики, галереи и домики должны были находиться в полной гармонии с окружающим пейзажем. Гауди вновь продемонстрировал свою любовь к природе, сделав ее частью проекта. Несмотря на все усилия графа Гуэля и архитектора, стремившихся сделать месту реальностью, работы завершились в 1914 году, а проект так и не был реализован до конца.
В 1903 году Гауди уехал на Мальорку, в Пальму, чтобы реставрировать готический собор. В 1905 году, вернувшись в Барселону, он получил заказ на полную перестройку Дома Бальо, а в 1906 году – на реконструкцию Дома Мила, прозванного «Каменоломня». Работы по перестройке закончились лишь в 1911 году.
В 1909 году Гауди начал работать над проектом небоскреба для Нью-Йорка (не реализован). Все эти годы архитектор продолжал трудиться над возведением Саграда Фамилия и в 1925 году закончил одну из колоколен.
Гениальный архитектор скончался 10 июня 1926, через три дня после того, как его сбил трамвай в самом центре Барселоны. Тело Гауди покоится в капелле крипты Саграда Фамилия.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Все об астрономии
Некоторые любят погорячее: 9 супов со всего мира
Фатальный недостаток 13-й поправки создал современное рабство каторжников.
7 самых влиятельных модернистских проектов архитектора Антонио Гауди
Архитектура
Этот каталонский архитектор отвечает за самый посещаемый памятник Испании
Сара Тардифф
Антонио Гауди наиболее известен тем, что работал в авангарде движения Модернизм в 19 и 20 веках. Черпая вдохновение в популярных неоготических и органических стилях того времени, каталонский архитектор стоит за некоторыми из самых знаковых сооружений Барселоны, такими как Саграда Фамилия и Дом Мила. Его любовь к природе и религии повлияла на его проекты благодаря использованию сильно символических статуй и структурных форм. Сегодня многие из его проектов являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, и архитекторы всего мира продолжают хвалить и изучать Гауди. Это семь его самых впечатляющих архитектурных подвигов, от частных резиденций до великих базилик. Читайте дальше, чтобы поближе познакомиться с некоторыми из самых известных в мире примеров каталонского модернизма.
Getty Images
Саграда Фамилия
Хотя он посвятил последние годы своей жизни этой римско-католической церкви в Барселоне, Гауди так и не завершил Саграда Фамилия. Проект начался в 1882 году как неоготический проект архитектора Франсиско де Поля дель Вильяр-и-Лозано. В 1883 году Гауди вступил во владение, превратив структуру в свою собственную интерпретацию готики, смешанной с модерном. Опорные колонны интерьера были вдохновлены лесом переплетающихся деревьев, что привело к декоративному приподнятому потолку, состоящему из абстрактных форм.
Moment Editorial/Getty Images
Casa Milà
Этот модернистский многоквартирный дом, также известный как La Pedrera, был построен в Барселоне между 1906 и 1912 годами. конструктивные инновации, такие как волнообразный каменный фасад и самонесущие колонны. Он был назван объектом Всемирного наследия в 1984 году и служит штаб-квартирой фонда Catalunya-La Pedrera Foundation, в котором проводятся выставки и общественные посещения этого места.
Getty Images
Casa Batlló
Дом Бальо, перестроенный в 1904 году в существующем здании в Барселоне, неофициально называется Casa dels Ossos (Дом костей) из-за скелетного качества его внешнего вида. Его в первую очередь украшают разноцветные битые керамические плитки, а крыша имеет изящную арку, которую часто сравнивают со спиной дракона. На крыше также есть четыре скульптурные дымоходы.
Getty Images
Каса-де-лос-Ботинес
Каса-де-лос-Ботинес был данью Гауди драматической архитектуре окружающего города Леона. Он включил в дизайн средневековые и неоготические элементы, со рвом и двумя башнями по обе стороны фасада здания. Хотя он задумывался как жилой дом со складом, сейчас это штаб-квартира местной сберегательной кассы.
Getty Images
Парк Гуэль
Сочетание экспериментального ландшафта и архитектурного дизайна, Парк Гуэль расположен на холме Кармель в Барселоне. Пространство было построено между 1900 и 1914, не открываясь как общественный парк до 1926 года. Парк Гуэля, являющийся важной частью натуралистической фазы творчества Гауди, позволил ему разработать органичный взгляд на барочную структуру. Включив множество мифологических и религиозных образов, он черпал вдохновение в таких сооружениях, как храм Аполлона в Дельфах.
UIG via Getty Images
Церковь Колония Гуэль
Еще одна незавершенная работа Гауди, церковь Колония Гуэль, была спроектирована как место отправления культа в Санта-Колома-де-Сервелло. Идея религиозного сооружения пришла от графа Эусеби де Гуэля, испанского предпринимателя. У него закончились деньги до того, как они смогли завершить проект, поэтому склеп — единственная законченная часть.
UIG via Getty Images
Епископский дворец в Асторге
Епископский дворец в Асторге, построенный между 1889 и 1913 годами, является одним из трех проектов Гауди за пределами Каталонии.