Разное

Албания вера исповедания: Особенности албанской веры / / Независимая газета

Особенности албанской веры / / Независимая газета

Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.


Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.


Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI — начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное «криптохристианство» — сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы «насолить» местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.


Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи — это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут «Святую Троицу» (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.


Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество — Италии, а православие — Греции.


Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.


В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка — мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.


Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.


В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания — это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.


Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).


Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.


Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

Религия в Албании: мусульманство.



  1. Travel.ru

  2. Страны

  3. Албания
  4. org/ListItem»>
    Культура

  5. Религия

  6. Личный опыт



сентябрь 2011
|
shjaku

Так уж сложилось, что в России совсем ничего не знают об Албании. Это государство обросло мифами и предрассудками, порожденными во времена советской власти. Надо признаться, что до моей поездки в Албанию, я тоже имела ряд подобных стереотипов. Сейчас мне понятно, насколько мало мы знаем об этой стране. В Интернете распространено много албанских мифов, и я решила рассказать о своем взгляде на них, после поездки совершенной в Албанию этой осенью.

Миф: Албания — мусульманская страна со строгими законами. Все албанцы — мусульмане.

На самом деле: Большинство мусульман считает себя сейчас Modern Muslim, т.е. современными мусульманами. В мечети ходят бить намазы в основном только старшее поколение, и довольно не многочисленное.

Албания — не религиозная страна. Албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. В древние времена их очень просто перекрещивали в христианство или мусульманизировали, в зависимости от военных потребностей.

А в современной истории, вероисповедание албанцев зависело скорее от внешнеэкономических, материальных или политических нужд. Так, благодаря Матери Терезы, урожденной албанки, в стране появилось много католиков. Она открыла в центре Тираны университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем, страна пополнилась мусульманами — саудовские и кувейтские банки давали беспроцентные кредиты правоверным. И наконец, к власти в Албании пришел православный президент. Не трудно догадаться, в кого превратилось большинство населения.

«А албанцы — это так, недоразумение на карте мусульманского мира».

P.S. Все, что было совершено в период войны, скорее было продиктовано политикой, а не религиозными убеждениями.

Зачем нужна Россия, когда есть Албания




Какие продукты и почему отбирают у туристов?


Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы


8 правил выживания в постсоветском отеле


Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ


Таможенные правила ввоза алкоголя


Таможенные правила России


Виза в США — так ли это страшно?


Документы для биометрического паспорта


Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах



Свято-Троицкая Албанская Православная Церковь

Одна из самых известных молитв Православной Церкви говорит о том, что дух Божий «присутствует везде и все наполняет». Это глубокое утверждение лежит в основе православного понимания Бога и Его отношения к миру. Мы верим, что Бог действительно близок к нам. Хотя Его нельзя увидеть, Бог не отделен от Своего творения. Через лица Воскресшего Христа и Святого Духа Бог присутствует и действует в нашей жизни и в творении вокруг нас. Вся наша жизнь и творение, важной частью которого мы являемся, указывает на Бога и открывает его.

В нашей корпоративной жизни как православных христиан есть особый опыт, когда обостряется и прославляется восприятие присутствия и действий Бога. Мы называем эти события Церковными Таинствами. Традиционно Таинства были известны как Таинства в Православной Церкви. В этом описании подчеркивается, что в этих особых событиях Церкви Бог раскрывает Себя через молитвы и действия Своего народа.

Таинства не только раскрывают и раскрывают нам Бога, но и служат для того, чтобы сделать нас восприимчивыми к Богу. Все Таинства влияют на наши личные отношения с Богом и друг с другом. Святой Дух действует через Таинства. Он ведет нас ко Христу, который соединяет нас с Отцом. Участвуя в Таинствах, мы приближаемся к Богу и получаем дары Святого Духа. Этот процесс обожения, или обожения, как его называет православие, происходит не изолированно от других, а в контексте верующей общины. Хотя таинства адресованы каждому из нас по имени, они представляют собой опыт, затрагивающий всю Церковь.

Таинства Православной Церкви состоят из молитв, гимнов, уроков Священного Писания, жестов и процессий. Многие части богослужений восходят ко временам апостолов. Православная Церковь избегала сведения Таинств к определенной формуле или действию. Часто таинство составляет целый ряд священнодействий. Большинство таинств используют часть материала творения как внешний и видимый знак Божьего откровения. Вода, елей, хлеб и вино — это лишь некоторые из многих элементов, которые Православная Церковь использует в своем Богослужении. Частое использование материала творения напоминает нам, что материя хороша и может стать проводником Духа. Самое главное, он подтверждает центральную истину православной христианской веры: Бог стал плотью в Иисусе Христе и вошел в середину творения, тем самым перенаправив космос к его призванию прославить своего Творца.

Евхаристия

Святая Евхаристия, известная как Божественная Литургия, является центральным и наиболее важным богослужением Православной Церкви. Часто называемое «Таинством Таинств», это церковное празднование Смерти и Воскресения Христова, которое проводится каждое воскресенье и Святой день. Все остальные Таинства Церкви ведут к Евхаристии, которая находится в центре жизни Церкви, и вытекают из нее. Предыдущая брошюра этой серии была посвящена значению и совершению Евхаристии в Православной Церкви.

Крещение

Таинство Крещения объединяет нас с Церковью, Телом Христовым и является нашим введением в жизнь Святой Троицы. Вода – природный символ очищения и обновления жизни. Через троекратное погружение в воды Крещения во Имя Святой Троицы умирают для ветхих греховных путей и рождаются для новой жизни во Христе. Крещение есть публичное отождествление со Смертью Христа и победоносным Воскресением. Следуя обычаю ранней Церкви, Православие поощряет крещение младенцев. Церковь считает, что Таинство свидетельствует о действии Бога, избравшего ребенка важным членом Своего народа. Ожидается, что со дня крещения дети будут взрослеть в жизни Духа через свою семью и Церковь. Крещение взрослых совершается тогда, когда не было предшествующего крещения во имя Святой Троицы.

Миропомазание

Таинство Миропомазания (Миропомазание) следует сразу за крещением и никогда не откладывается до более позднего возраста. Как служение Христа оживотворялось Духом, а проповедь апостолов укреплялась Духом, так и жизнь каждого православного христианина освящена Духом Святым. Миропомазание, которое часто называют личной Пятидесятницей, есть таинство, особым образом сообщающее Духа.

В Таинстве Миропомазания священник помазывает различные части тела новокрещенного святым елеем, говоря: «Печать даров Святого Духа». Святой елей, освященный епископом, является знаком освящения и силы. В Таинстве подчеркивается та истина, что каждый человек не только является ценным членом Церкви, но и каждый благословлен Духом определенными дарами и талантами. Помазание также напоминает нам, что наши тела ценны и участвуют в процессе спасения.

Таинства посвящения всегда завершаются раздачей Святого Причастия новокрещеным. В идеале это происходит во время совершения Божественной литургии. Эта практика показывает, что Православие рассматривает детей с младенчества как важных членов Церкви. Никогда не бывает времени, когда молодежь не является частью Божьего народа.

Исповедь

Как члены Церкви мы несем ответственность друг перед другом и, конечно же, перед Богом. Когда мы грешим, или отношение к Богу и к другим искажается. Грех – это в конечном счете отчуждение от Бога, от наших ближних и от нашего истинного «я», созданного по образу и подобию Бога.

Исповедь – это Таинство, посредством которого наши грехи прощаются, а наши отношения с Богом и другими людьми восстанавливаются и укрепляются. Через Таинство Христос, Господь наш, продолжает исцелять сокрушенных духом и восстанавливать любовь Отца к заблудшим. Согласно православному учению, кающийся исповедуется перед Богом и получает прощение от Бога. Священник является сакраментальным свидетелем, который представляет как Христа, так и Его народ. Священник рассматривается не как судья, а как врач и наставник. Это древний православный обычай для каждого христианина иметь духовника, к которому он обращается за духовным советом и советом. Исповедь может иметь место в любом количестве случаев. Частота остается на усмотрение человека. Однако в случае серьезного греха исповедь является необходимой подготовкой ко Святому Причастию.

Брак

Бог активен в нашей жизни. Именно Он соединяет мужчину и женщину в отношениях взаимной любви. Таинство Брака свидетельствует о Его действии. Через это Таинство мужчина и женщина публично соединяются как муж и жена. Они вступают в новые отношения друг с другом, Богом и Церковью. Поскольку Брак не рассматривается как юридический договор, в Таинстве нет клятв. Согласно православному учению, Брак – это не просто социальный институт, это вечное призвание царства. Муж и жена призваны Святым Духом не только жить вместе, но и разделять вместе свою христианскую жизнь, чтобы каждый с помощью другого мог приблизиться к Богу и стать тем, кем ему предназначено быть. В православной службе бракосочетания после обручения пары и обмена кольцами их венчают «венцами славы и чести», что означает создание новой семьи под Богом. Ближе к завершению службы муж и жена пьют из общей чаши, что напоминает о свадьбе в Кане и символизирует разделение тягот и радостей их новой совместной жизни.

Священные Ордены

Святой Дух сохранил преемственность Церкви через Таинство Священных Орденов. Через рукоположение мужчины, избранные внутри Церкви, отделяются Церковью для особого служения Церкви. Каждый призван Богом через Свой народ стоять среди общины как пастырь и учитель, а также как представитель прихода перед алтарем. Каждая из них также является живой иконой Христа среди Его народа. Согласно православному учению, процесс рукоположения начинается с поместной общины; но только епископ, действующий от имени вселенской Церкви, может совершить действие. Он делает это с призывом Святого Духа и возложением рук на посвящаемого.

Согласно обычаю Апостольской церкви, существуют три основных ордена, каждый из которых требует особого посвящения. Это епископ, который рассматривается как преемник апостолов, священник и диакон, действующие от имени епископа. Каждый орден отличается своими пастырскими обязанностями. Только епископ может рукополагать. Часто с тремя орденами связаны другие титулы и должности. Православная церковь разрешает мужчинам вступать в брак до рукоположения. С шестого века епископы избирались из безбрачного духовенства.

Помазание больных (Елеосвящение)

Когда человек болен и испытывает боль, это очень часто может быть периодом жизни, когда человек чувствует себя одиноким и изолированным. Таинство Елеопомазания больных, или Святое Елеосвящение, как его еще называют, напоминает нам, что когда мы испытываем боль, физическую, эмоциональную или духовную, Христос присутствует с нами через служение Своей Церкви. Он среди нас, чтобы предложить силу, чтобы справиться с трудностями жизни и даже с приближением смерти.

Как и при Миропомазании, в этом Таинстве также используется елей как знак Божьего присутствия, силы и прощения. После чтения семи посланий, семи евангельских уроков и вознесения семи молитв, посвященных исцелению, священник помазывает тело святым елеем. Православие не рассматривает это Таинство как доступное только тем, кто находится при смерти. Он предлагается всем, кто болен телом, разумом или духом. Церковь совершает Таинство для всех своих членов во время Страстной недели в Страстную среду.

Другие Таинства и Благословения

Православная Церковь никогда официально не определяла конкретное количество Таинств. В дополнение к Евхаристии она принимает вышеупомянутые шесть Таинств как главные Таинства, потому что они охватывают всю общину и, что наиболее важно, тесно связаны с Евхаристией. Есть много других Благословений и Особых Служений, дополняющих основные Таинства и отражающих присутствие Церкви на протяжении всей жизни ее народа. Некоторые из них обсуждаются в следующей брошюре этой серии.

 


Дополнительные статьи

Чтобы узнать больше о Православной Церкви и ее учениях, вы можете изучить следующие статьи:

Об этой серии статей , особенно тех, кто рассматривает возможность стать членами Православной церкви и желает углубить свое понимание ее веры, богослужения и традиций. Их автором является о. Томас Фицджеральд, преподаватель теологической школы Святого Креста Греческого колледжа. Эти и многие другие статьи можно найти на сайте Греческой православной архиепископии Америки.

Свидетельство священника из Албании доводит Папу до слез

Тирана, Албания, 25 сентября 2014 г. / 16:12

Со слезами на глазах Папа Франциск тепло обнял 84-летнего отца Эрнеста Трошани Симони, одного из последние выжившие после ужасных коммунистических преследований в Албании.

Во время своего визита в Тирану, Албания, 21 сентября Папа Франциск встретился со священниками, монахами, семинаристами и членами церковных мирян в соборе св. Павла, где он внимательно выслушал о. Свидетельство Симони.

Священник рассказал о том, как он был заключен в нечеловеческие условия из-за своей верности Церкви и Преемнику Петра, прежде чем добиться освобождения от смертного приговора.

Он рассказал, что в декабре 1944 года в Албании к власти пришел атеистический коммунистический режим, который стремился уничтожить веру и духовенство с помощью «арестов, пыток и убийств священников и мирян в течение семи лет подряд, проливая кровь верующих». , некоторые из которых кричали: «Да здравствует Христос-Царь», когда их расстреливали».

В 1952 году коммунистические лидеры собрали уцелевших священников и предложили им свободу, если они дистанцируются от Папы и Ватикана, на что они отказались.

Фр. Симони рассказал, что до рукоположения он 10 лет учился у францисканцев, с 1938 по 1948 год, а когда его начальство было расстреляно коммунистами, тайно продолжал учебу.

«Прошло два страшных года, и 7 апреля 1965 года я был рукоположен в священники, на следующий день после Пасхи, и в праздник Милосердия Божия отслужил свою первую обедню», — вспоминал он.

14 декабря 1963 года, когда он заканчивал мессу в сочельник, четверо чиновников вручили ему ордер на арест и указ о казни. На него надели наручники и задержали. На допросе ему сказали, что его повесят как врага, потому что он сказал людям: «Мы все умрем за Христа, если потребуется».

Он претерпел огромные пытки, но сказал, что «Господь хотел, чтобы я продолжал жить».

«Промыслу Божию было угодно, чтобы мой смертный приговор не приводился в исполнение сразу. В комнату привели другого заключенного, моего дорогого друга, чтобы шпионить за мной. Он стал выступать против партии», — о. — вспоминал Симони.

«Я все равно ответил, что Христос научил нас любить наших врагов и прощать их, и что мы должны стремиться к благу народа. Эти слова дошли до слуха диктатора, который через несколько дней освободил меня от мой смертный приговор», — пояснил он.

Вместо этого священнику дали 28 лет принудительных работ, в течение которых он служил мессу, исповедовался и тайно причащал.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *