Паломничество в абхазию: Паломнические поездки в Абхазию — заказать паломничество, туры и православные экскурсии из Москвы
Абхазия. Паломничество и отдых | Паломнический центр КОВЧЕГ
День 1. Отправление из Москвы.
Отправление из Москвы на поезде.
Проживание: поезд
День 2. Сочи
Встреча с экскурсоводом на ж/д вокзале г.Сочи. Экскурсия «Сочи православный». Храм Преображения Господня, в котором находятся великие святыни: иконы с частицами мощей святых первоверховного апостола Петра, апостола Фомы и святителя Тихона, патриарха Московского, великомученика Георгия Победоносца, святой Матроны Московской и тапочек святителя Спиридона Тримифунтского. Угодник Божий скор на слышание, особенно в трудных обстоятельствах и тяжёлых болезнях. Храмовый комплекс «Приют св. Иоанна Предтечи» и культурно-исторический центр с храмом в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, где находятся мощи неизвестного святого. Село Лесное, Свято-Георгиевский женский монастырь, главный собор которого освящен во имя св.вмч. Уара, которому молятся о некрещеных и иноверцах. Храм иконы Божией Матери Песчанская. Храм Утоли моя печали. Храм иконы Игуменьи горы Афонской. Храм иконы Божией Матери Семистрельная.Трансфер в гостиницу.Размещение в 2-ух местных номерах с удобствами.Ужин в кафе при гостинице.Свободное время.Отдых.ночлег в гостинице.
Проживание: Сочи,Гостиница.
День 3. Сочи
Святыни Адлерского и Хостинского районов г. Сочи.Ранний завтрак в гостинице. Переезд в с.Солох-аул; Лазаревский р-н г.Сочи. Возвращение в Центральный район Сочи.Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом.Святыни обители:Частица Животворящего Креста Господня.Иконы с частицами мощей святых:свт.Спиридона Тримуфунтского, вмч. и целителя Пантелеймона,прп. Марии Египетской,прп.Александра Свирского,прп. Силуана Афонского
при. Иова и Амфилохия Пачаевских чудотворцев.Икона прп. Симеона Мироточивого с частицей целебной виноградной лозы, растущей из его гробницы Икона Божьей Матери «Ченстоховская».Икона Божьей Матери «Троеручица» Икона свт. Саввы I Сербского Свободное время, которое при помощи и по совету экскурсовода можно использовать по выбору : на посещение вечерней службы в соборах города; экскурсии по городу; морские купания или морские прогулки на катере. Ужин в кафе города или кафе гостиницы ( не включено в стоимость путевки). Ночной отдых в гостинице.
Проживание: Сочи, гостиница
День 4. Сочи.Россия-Абхазия
Ранний завтрак в гостинице. Освобождение номеров.Переезд в Красную поляну .Посещение спортивно-туристического комплекса Красной Поляны (высота 500 м над уровнем моря). Храм св.Харлампия в п.Красная Поляна, построенный греческими переселенцами. Обед в кафе. Переезд в Имеретинскую долину. Экскурсионное ознакомление с Олимпийскими спортивными объектами. Посещение новопостроенного храма Спаса Нерукотворного. Переезд в Центральный район г.Сочи.Окончание программы в Сочи.Трансфер Российско-Абхазской границе.Трансфер до паломнического центра «Елисавета».Размещение в 2-ух местных номерах с удобствами.Отдых.
Проживание: Паломническая гостиница
День 5. Абхазия
Республика Абхазия г.Сухум.Ранний завтрак в гостинице.Переезд в с.Новый Афон.Подъемом на Иверскую гору (Удел Пресвятой Богородицы) по 12-ти ступеням Богородицы с чтением акифиста. На вершине горы находятся развалины храма в честь святого великомученика Федора Тирона. Часовня Матери Божьей Иверская.
Грот (пещера) святого апостола Симона Кананита. Пещера расположена в ущелье бурной живописной горной реки Псырцха (г. Новый Афон). Место казни святого апостола, святой источник.Обед.Возвращение в гостиницу.Свободное время.Ужин.Вечером посещение лечебных серо-водородные термальных источников по желанию (дополнительная плата) или купание в море.
Проживание: г. Сухум
День 6. г.Сухум
Самостоятельное посещение утреннего богослужения в храме на территории паломнического центра. Завтрак в гостинице.Свободное время-отдых на море или посещение дополнительных экскурсий.Обед.Самостоятельное
посещение всенощного бдения. Ужин.Ночной отдых в гостинице.
Проживание: гостиница при паломническом центре
День 7. Абхазия. с.Каманы.
Завтрак в гостинице. Переезд в с.Село Каманы, где находится мужской монастырь IV века в честь Иоанна Златоуста. В церкви во имя св. Иоанна Златоуста стоит каменная гробница святителя и икона с частицей его мощей; также часовня и место захоронения Св. мученика Василиска и чудотворный источник, в котором можно совершить омовение.Посещение места третьего обретения главы Иоанна Предтечи рядом с селом Каманы. Возвращение в гостиницу.Ужин Свободное время.Вечером посещение лечебных серо-водородные термальных источников по желанию (дополнительная плата) или купание в море.
Проживание: Паломническая гостиница
День 8. Абхазия.село Илория
Переезд в с.Илория.Литургия в Храме VI века в честь Успения Божией Матери на территории мужского мона-стыря, село Дранды. На территории находится источник св. Никиты Бесогона, в котором можно совершить окунание.
Поездка в храм XI века с мироточащими иконами в селе Илория, святой источник св. великомученика Георгия Победоносца.Обед.Пляжный отдых. Ужин в гостинице . Отдых в гостинице.
Проживание: гостиница при паломническом центре
День 9. Абхазия.Сочи.
Завтрак в гостинице. Свободное время.Самостоятельное посещение утренней литургии.Обед.Освобождение номеров.Отъезд в г.Сочи.переход границы.Трансфер до жд Вокзала г.Сочи. Отъезд вечерним поездом в Москву.
Проживание: поезд
День 10. Москва
Прибытие в Москву утром.
Проживание: нет
В ПРОГРАММЕ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!
В стоимость входит: проживание в гостинице г.Сочи проживание в паломническом центре «Елисавета» (г. Сухум ) 2-ух местные номера с удобствами., 2-3-х разовое питание,экскурсионное обслуживание,трансферы по программе, мед. страховка.
В стоимость не входит: авиа или ж/д билеты,дополнительные экскурсии по программе.
«Паломническая Абхазия» || цена 4500 руб.
О мероприятии
Абхазия — это не просто красивейшая природа, а еще и страна, которая входит в ряд стран самого раннего распространения христианства. Здесь находятся древние святыни, места силы с уникальной энергетикой и неповторимой архитектурой. Никаких дополнительных трат на входные билеты не потребуется.
Продолжительность:
13 часов
Ежедневно: Ближайшая 11 ноября в 07:00
Предоплата:
Частичная
Как проходит:
В группе
Передвижение:
На машине
Места:
Отвечаем за 5-15 минут
Посетите, путешествуя с нами по Абхазии:
— Лыхненский храм Успения Богородицы. Храм X-XI веков! В храме икона «Божьей Матери Знамение» и сохранились фрески XIV века!
— Ново-Афонский Симоно Канонитский монастырь. Главный храм посвящен Великомученику и Целителю Пантелеймону!
— Обед в хорошем кафе Нартаа!
— Драндский собор VI века! В 1883 г монахи из Нового Афона при храме основали мужской монастырь. В соборе есть мироточивая икона Дмитрия Солунского!
в столице Абхазии г. Сухум!
— Моквский собор X века Успения Пресвятой Богородицы! Расположен в месте слияния двух рек Моква и Дуаб!
— Илорский храм Святого Георгия Победоносца XI века! В храме хранятся его мощи, мироточивые и кровоточивые иконы!
• Весь индивидуальный тур проходит без спешки и суеты.
• Делаем большие остановки для прогулок и наслаждением путешествия.
• Не возникнет ощущения «галопом по Европам»!
Отзывы
Общая оценка на основе 3 отзывов:
Впечатления (5)
Качество сервиса (5)
Соответствие ожиданиям (4.7)
Подходит для детей (5)
Сортировка отзывов:
С фото или комментарием
Сначала новые
Показать больше отзывов
Знаете ли вы, что. ..
«Экскурс» даёт 100% гарантию низкой цены. И вот почему:
— Если вы найдёте такой же тур или экскурсию дешевле, мы вернём вам разницу.
— Нет комиссии и скрытых платежей. Цена, которую вы видите, это цена, которую вы заплатите;
Мы гарантируем это!
На сайте только реальные отзывы!
— Здесь вы не найдёте выдуманных отзывов. Поделиться мнением можно только после посещения экскурсии, поставив оценку по нескольким параметрам: впечатления, качество сервиса, соответствие описанию и интерес для детей.
У нас скидки на всю жизнь!
— Забронируйте любую экскурсию на сайте и пользуйтесь пожизненной скидкой на все остальные!
— Все преимущества сервиса продолжат работать.
— Таких цен нет нигде, они доступны только через сервис «Экскурс».
Негативные отзывы об экскурсиях редко встречаются на сайте, и это неслучайно!
Мы прорабатываем подобные ситуации с организатором тура.
Если это повторяется неоднократно — мы отключаем такую экскурсию.
Организатор
Абхазия: от величия к руинам… и обратно?
Карта местностей Абхазии (показана темно-красным цветом)
С ее крутыми горами, субтропическим климатом и нетронутыми пляжами Абхазия могла бы стать Черноморской Ривьерой, привлекающей богатых и стильных со всей Восточной Европы. Действительно, раньше Абхазия была домом для блестящих курортов и мест отдыха, но сейчас большая часть этого величия быстро приходит в упадок, отрезанная от внешнего мира отделением Абхазии от Республики Грузия и нынешним статусом де-факто независимого государства без широких границ. международное признание.
География и демография Абхазии
Обучение за границей в SRAS
В отличие от других постсоветских квазигосударств, таких как Приднестровье и Южная Осетия, Абхазия покрывает значительную территорию в 8 660 квадратных километров, что больше, чем штат Делавэр, примерно на одна треть. В настоящее время на его территории проживает менее 250 000 человек, хотя еще в 1989 году население составляло 525 000 человек. Население Делавэра, напротив, составляет около 917 000 человек.
Абхазы сосредоточены вдоль ряда небольших городов и деревень, разбросанных по побережью Черного моря. В его столице, Сухуми, в центре этого западного побережья проживает всего 40 000 человек. Во внутренних районах Абхазии преобладает крутой склон Кавказских гор. Вместе со многими природными горячими источниками такая география сделала этот район естественным туристическим направлением еще с царских времен.
В Абхазии также имеются значительные пригодные для сельскохозяйственного использования земли, которые в значительной степени орошаются естественными речными системами. Он производит ряд товарных культур, включая вино, чай, табак, фрукты и орехи, большую часть которых теперь экспортирует в соседнюю Россию. Он также обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом и угольными ресурсами, которые в настоящее время частично принадлежат турецким компаниям. Таким образом, значительные экономические ресурсы Абхазии также отличают ее от других постсоветских квазигосударств, равно как и небольшое экономическое оживление, которое она пережила после признания Россией, открыло новые торговые коридоры для ее продукции.
Абхазия в основном гористая, но также содержит значительные сельскохозяйственные угодья и обширные водные ресурсы.
Несмотря на то, что регион был назван в честь абхазской этнической группы, на протяжении большей части недавней истории в регионе преобладало грузинское население, хотя отделение региона от Грузии привело к массовой эмиграции и резкому сокращению населения. Хотя некоторые грузины все еще проживают там, особенно мегрелы и сваны (оба считаются этнографическими подразделениями грузин), большинство населения в настоящее время составляют этнические абхазы. На территории также проживает значительное меньшинство русских и армян, а также небольшие группы осетин и татар. Население составляет 60% христиан, 16% идентифицируют себя как мусульмане, 8% как язычники, а остальные как агностики или другие.
Ранняя история Абхазии
Абхазия была культурно самобытным регионом с классического периода. Абхазское побережье, известное как Колхида (и родина мифического Золотого руна), было колонизировано милетскими греками в 6 веке до нашей эры. Греки основали города недалеко от нынешних Сухуми и Гагр, которые стали важными торговыми центрами на Черном море. Даже в этот более ранний период авторы свидетельствуют о большом языковом и этническом разнообразии региона, и упоминания о народе, называемом апсилы или абасгои в I и II веках нашей эры, вероятно, являются первым историческим упоминанием абхазов.
Древние царства Колхиды и Иберии.
Колхида была ненадолго объединена под властью Понтийского царства диадохидов в I веке до нашей эры, но вскоре после этого перешла к Римской империи. Колхида провела несколько столетий под властью римлян, но оставалась на самых дальних границах империи и, вероятно, не испытала на себе римского культурного влияния. Когда римская власть на Кавказе начала ослабевать, племя лазов взяло верх, создав Королевство Лазика в 3 веке нашей эры. Христианство выросло под Лазикой с учреждением местного епископства.
Византийская империя и империя Сасанидов боролись за влияние. Сасаниды были последней доисламской персидской империей и одной из самых могущественных персидских империй. Их конфликт с византийцами в конечном итоге завершился Лазской войной 542–562 годов. Первоначально Лазика воевал с Сасанидами, но позже перешел на сторону византийцев. Лазский царь крестился в Константинополе, чтобы наладить отношения. Однако вскоре византийцы превратили Лазику в вассальное государство, и король так и не восстановил свои прежние полномочия.
С упадком лазов к власти пришли абхазы, которых тогда называли абасгами. Сконцентрированное к северу от Лазии, Абасги было гораздо более слабым королевством, которое разделяло историю Лазии и сражалось в Лазийской войне. Когда арабы вторглись в регион в 730-х годах, они назвали его Абхазети, или «земля абхазов». В этот период абхазской династии удалось получить контроль над большей частью территории старого Лазского царства, создав Абхазское царство. В конце 8 века царь Лев, первый царь абхазов, с помощью Хазарской империи изгнал византийцев из своего царства и расширился до Грузии, поглотив Тбилиси и перенеся свою столицу в город Кутаиси.
В 989 году Баграт III унаследовал Грузинское царство от своего отца и Абхазское царство от своей матери, объединив два царства под династией Багратидов. Это царство пережило золотой век в 11-м и 12-м веках, и хотя власть Багратидов была разрушена монгольскими нашествиями 13-го века, Абхазия была относительно не затронута этими вторжениями и продолжала процветать.
Территория снова стала отдельным княжеством после распада царства Багратидов и просуществовала несколько столетий, прежде чем попала под османское влияние в 16 веке. Османы построили крепость в 1570 году, которая позже превратилась в город Сухуми. С этой базы они расширили свой контроль над всей Абхазией, а их попытки обратить население в ислам приводили к периодическим революциям и постоянным междоусобицам на территории. Абхазское княжество распалось в этот период на множество более мелких владений, хотя оно было воссоединено в 1810 году, когда вторглись русские морские пехотинцы и территория была присоединена к Российской империи.
Абхазия и русские
Абхазская здравница царских времен.
После аннексии русские заменяют абхазского лидера-мусульманина его братом-христианином. Эти и другие действия углубили раскол внутри абхазского общества по религиозному признаку. Большая часть мусульманского населения страны, которое тогда оценивалось в 40% населения, бежала в Османскую империю, спасаясь от репрессий. Многие районы были обезлюдели, а затем заселены грузинами и русскими, численность которых превысила численность этнических абхазов на территории.
Экономика Абхазии в этот период значительно развилась, так как русские ввели выращивание чая и табака. Первые курорты и курорты были построены во второй половине XIX века, в первую очередь принцем Петром фон Ольденбургским, немецким членом российской царской семьи, который приобрел город Гагры, построил там курорт и много сделал для популяризации район с дворянством. Во время русской революции 1905 года абхазы в значительной степени поддержали царя, в то время как большинство грузин выступили против него. Этот политический раскол способствовал возникновению недоверия между двумя народами, раскол, который углубился во время русской революции 19-го века.17.
С той революцией Абхазия была разорвана на несколько политических фракций: одна партия выступала за вхождение в новую Демократическую Республику Грузия, абхазская знать помогала белогвардейцам, а абхазские коммунисты сражались на стороне большевиков. В конце концов, Абхазия была ненадолго объединена с Демократической Республикой Грузия, что дало ей автономный статус. Большевистское вторжение 1921 года ассимилировало Абхазию в составе Советского Союза.
Абхазия сначала была помещена в состав недолговечной Закавказской СФСР, а затем получила статус отдельной Абхазской АССР в составе Грузинской ССР. При Сталине волны безземельных грузинских крестьян и большое количество иммигрантов из России поселились в Абхазии для развития сельского хозяйства и промышленности. Сталин также закрыл школы с преподаванием на абхазском языке, еще больше заставив население говорить по-грузински или по-русски. Это несколько улучшилось после смерти Сталина, когда абхазский язык был возрожден и получил новую кириллицу, но абхазы оставались меньшинством на своей земле.
Правительство Абхазии предпринимало неоднократные попытки укрепить позиции абхазов в Автономной Республике, но результаты эти были неоднозначными. В то время как советское правительство действительно создало Абхазский государственный университет, абхазское телевидение и абхазские народные ансамбли, а в конечном итоге сильное присутствие этнических абахзов в правительстве республики, усилия по отделению от Грузии были подавлены и привели к значительным экономическим санкциям, а Москва оштрафовала Республика Абхазия целых 500 миллионов рублей. В целом республика процветала в советский период, во многом благодаря значительному расширению ее туристического сектора, который привлекал сотни тысяч туристов и дал Абхазии прозвище «Советская Ривьера».
Когда в конце 1980-х годов Советский Союз начал распадаться, этническая напряженность между грузинами и абхазами снова возросла. Многие абхазы опасались шагов Грузии по отделению от Советского Союза, опасаясь, что это приведет к тому, что у них была автономия. Абхазское правительство вновь предприняло попытки повысить свой статус до статуса полноценной ССР, отдельной от Грузии, что привело к обострению напряженности и вылилось в межэтнические столкновения и беспорядки в Сухуми в июле 1989 года. Советские войска восстановили порядок, но ненадолго.
В 1991 году в Абхазии было проведено два референдума. Во-первых, референдум 17 марта по обновлению Советского Союза был проведен в Абхазии подавляющим большинством в 98% голосов. Однако местные грузины бойкотировали голосование в поддержку остальной части Грузии, отказавшейся организовать голосование на референдуме. Точно так же 31 марта референдум о независимости Грузии был принят значительным большинством голосов, поскольку абхазы, в свою очередь, бойкотировали это голосование, назвав его нелегитимным. Позднее референдум был проведен и вступил в силу, и Абхазия вышла из Советского Союза в составе Республики Грузия.
Постсоветская Абхазия
За отделением последовала борьба. Новый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа использовал националистическую риторику, чтобы заручиться поддержкой грузин, что также вызвало гнев этнических меньшинств. Его режим был быстро свергнут в результате военного переворота в 1992 году. Новый военный совет заменил советскую конституцию и восстановил конституцию старой Демократической Республики Грузия, усилив опасения абхазов по поводу своей автономии.
В июле 1992 г. Абхазское правительство отделилось от Грузии. Грузия стремительно вторглась по приказу Эдуарда Шеварднадзе, нового президента Грузии. Сухуми и большая часть Абхазии были быстро захвачены. Однако решительному мятежу помогла Конфедерация горских народов Кавказа, или CMPC. Эта группа военизированных организаций с российского Северного Кавказа сформировалась после распада Советского Союза с целью создания независимой «Конфедерации горских народов». Конфедерация направила оружие и людей абхазским повстанцам, возглавив контрнаступление, в ходе которого удалось отбить северные и дальние западные части Абхазии, прежде чем зимой 19-го года зашла в тупик. 92.
Несмотря на то, что при посредничестве русских и ООН было достигнуто прекращение огня, абхазы и их черкесские союзники нарушили перемирие и предприняли внезапную атаку на Сухуми в июле 1993 года и отвоевали город в сентябре. Затем силы сепаратистов уничтожили оставшихся в Сухуми грузинских мирных жителей и военнопленных. Поскольку активность других сепаратистов в других частях страны также нарастала, Шеварднадзе сократил свои потери и вывел свои войска из Абхазии, позволив сепаратистам продвинуться до Кодорского ущелья, недалеко от нынешней границы Абхазии с Грузией. После этого почти все грузинское население Абхазии, до 250 000 человек, бежало, чтобы избежать репрессий. Было достигнуто новое прекращение огня, и границы оставались неизменными до 2008 года, когда абхазы воспользовались войной в Южной Осетии, чтобы вернуть себе Кодорское ущелье и восстановить границы Автономной Республики Абхазия.
Современная Абхазия
То, что осталось от населения Абхазии после войн и массовой эмиграции последних 20 лет, расселено по множеству небольших сел и городов. Сухуми, столица, является относительно тихим городом с населением 40 000 человек, который в советский период был известен своими пляжами и минеральными источниками. Гагра, расположенная на крайнем западе Абхазии, — еще один старинный курортный город с населением около 26 000 человек. В Новом Афоне (Новый Афон), маленьком городке недалеко от Сукуми, возвышается большой Новоафонский монастырь, куда съезжаются паломники. Тхварчели, город с населением около 5000 человек на восточной границе Абхазии, имеет угольные шахты, которыми управляет турецкая компания Tamsaş, и является домом для некоторых ограниченных промышленных предприятий Абхазии.
Карта Грузии с отколовшимися Абхазией и Южной Осетией.
Экономика Абхазии была очень слабой после распада Советского Союза и в настоящее время тесно связана с Российской Федерацией. Абхазия использует российский рубль в качестве официальной валюты, и почти половина государственного бюджета финансируется за счет российской помощи. Показывая, что некоторые общие интересы могут быть найдены, Абхазия также сотрудничает с Республикой Грузия в обслуживании Ингурской ГЭС, основного источника энергии для большей части Абхазии и значительной части западной Грузии. Основной отраслью в Абхазии по-прежнему остается туризм, который зависит от россиян, приезжающих на дешевые курорты Абхазии. Официальное признание Россией Абхазии в 2008 году привело к увеличению числа туристов и возрождению местной экономики; Правительство Абхазии надеется, что инвестиции в Сочи и Олимпийские игры 2014 года также приведут к увеличению трафика на их территорию, и предоставляет помещения, ресурсы и рабочую силу для строительных проектов в Сочи.
Абхазия остается многопартийной президентской республикой после выхода из состава Грузии, хотя все партии, как правящие, так и оппозиционные, едины против воссоединения с Грузией. Владислав Ардзинба, бывший лидер Абхазской АССР, был первым президентом Абхазии и правил два срока, с 1994 по 2005 год. Хотя его сторонники говорят, что он был героем, скрепившим страну в чрезвычайно сложных условиях, его недоброжелатели говорят, что он был лидером-затворником, поддерживавшим репрессии против этнических грузин. На втором сроке здоровье Ардзинба стало ухудшаться, и он не стал добиваться переизбрания в 2005 г.
На выборах 2005 года бывший премьер-министр Сергей Багапш победил поддерживаемого Россией Рауля Хаджимбу, другого бывшего премьер-министра. Хаджимба получил поддержку кампании из России, с фотосессиями с Владимиром Путиным и визитами российских знаменитостей. Однако Багапш представлял союз оппозиционных партий и был избран проигравшим. Багапш был переизбран в 2009 году, но умер в 2011 году после операции по поводу рака легких. Александр Анкваб, его премьер-министр, заменил его на посту исполняющего обязанности президента, а затем на посту президента после того, как он был избран позже в 2011 году. Политика в Абхазии довольно опасна — Анкваб пережил шесть покушений за последние десять лет, и некоторые подозревают, что смерть Багапша в московском клиника была, возможно, не по естественным причинам. Официальная причина смерти Ардзинба также не разглашается, хотя известно, что он страдал болезнью костей и язвой.
В настоящее время Абхазия медленно восстанавливается после двух десятилетий раздоров, изоляции и экономического упадка. Несмотря на то, что Абхазия по-прежнему сильно обезлюдела, она медленно растет, и ей помогают укрепившиеся связи с Российской Федерацией. По мере того, как в Сочи и российский Западный Кавказ хлынул поток инвестиций, судьба Абхазии также изменилась. Со временем Абхазия вполне может снова стать Ривьерой, и из всех сепаратистских квазигосударств бывшего Советского Союза ее будущее, безусловно, является самым обнадеживающим.
Россия и Грузия договорились объединиться против «церковного сепаратизма» в Абхазии
Ссылка на оригинальную историю на веб-сайте Джеймстауна
2 ноября в тбилисской резиденции состоялась встреча патриарха Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Илии II с митрополитом Волоколамским (Россия) Иларионом (Алфеевым). Митрополит Иларион — один из самых влиятельных иерархов Русской Православной Церкви (РПЦ). Он является членом Священного Синода и руководителем отдела внешних связей РПЦ (Hilarion. ru, по состоянию на 6 ноября). В качестве специального представителя Патриарха Кирилла — главы РПЦ — митрополит Иларион передал деятелю Грузинской церкви приглашение в Москву принять участие в праздновании 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви («Эхо Кавказа», 2 ноября). ). Но приглашение в российскую столицу не было главной целью визита иерарха РПЦ в Грузию. Неожиданно для многих митрополит Иларион дополнительно выступил с жесткими заявлениями в адрес абхазских сепаратистов, «захвативших Нововиафонский собор [находящийся на территории 19монастырь в Новом Афоне, приморский абхазский город в Гадаутском районе].»
«Группировка, захватившая Новоафонский монастырь и провозгласившая себя чуть ли не автокефальной церковью, до сих пор сохраняет свои позиции, надо придумать, как урегулировать ситуацию», — заявил митрополит Иларион («Эхо Кавказа», 2 ноября). Он напомнил, что в ходе последней встречи патриархов России и Грузии было принято решение о создании специальной группы «для рассмотрения ситуации в Абхазии» («Эхо Кавказа», 2 ноября).
Представляется, что замечания митрополита Илариона действительно были адресованы абхазским священникам и абхазским властям. По словам аналитика независимого грузинского информационного агентства GHN Ники Имнаишвили, рассматриваемый вопрос, на который сослался митрополит РПЦ, «является, прежде всего, проблемой храма св. Симона Кананита в Новом Афоне [Новяфонский собор]». (Интервью автора, 4 ноября). В частности, храм в Новом Афоне считается святыней Русской Православной Церкви.
В отличие от российского государства, признавшего независимость Абхазии в 2008 году, РПЦ по-прежнему считает Абхазию частью канонической территории Грузинской православной церкви. Таким образом, собор в Новом Афоне находится в церковной юрисдикции ГПЦ. Поэтому Москва долгое время вела переговоры о будущем Нововиафонского собора с Грузинской Патриархией. В 2012 году стороны достигли компромисса: патриарх Илия II устно (без подписания какого-либо документа) согласился на «двойную юрисдикцию» над этой церковью, после чего патриарх Кирилл направил в собор иерарха РПЦ игумена Ефрема. Но этот шаг противоречил интересам государственной и церковной власти Абхазии.
В 1993 г. с помощью российской армии абхазские вооруженные формирования впервые провели этническую чистку преимущественно грузинского населения в Абхазии (см. ЭДМ, 26 октября), включавшую изгнание грузинских священников. В этот момент священник по национальности абхаз отец Виссарион (Аплиа) провозгласил себя главой Абхазской православной церкви (АПЦ) («Гражданская Грузия», 2 ноября).
Формально АПЦ утверждала, что продолжает признавать юрисдикцию Патриарха Грузии. Но на самом деле отец Виссарион много раз обращался к Русской Церкви с просьбой признать автокефалию АПЦ и направить ее епископов. Однако Московский Патриархат не мог принять каких-либо твердых решений относительно юрисдикции ГПЦ, поскольку сам нуждался в поддержке Грузинской Православной Церкви против церковного сепаратизма на Украине.
Неоднократные обращения отца Виссариона к РПЦ возмутили местных абхазских священников. Некоторые из них откололись и объявили о создании отдельной Священно-Абхазской епархии (САЕ) в мае 2011 г. Они выбрали Новьяфон в качестве главного собора АСХ (Georgia Times, 24 мая 2011 г.). Глава ХАД архимандрит отец Дорофей (Дбар) затем обратился к Вселенскому Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой признать автокефалию Абхазской Церкви и назначить Епископа. Архимандрит Дорофей упрекнул любую необходимость сотрудничества с РПЦ (Jam-news.net, 16 марта 2016 г.), а руководители АДА запретили священнослужителям Русской Церкви проводить богослужения в Новьяфонском соборе. Более того, они не пустили в Новоафонский монастырь игумена РПЦ Ефрема. Это вызвало большое раздражение в Москве. Патриарх Кирилл, в свою очередь, призвал христиан не входить в храм в Новом Афоне и не молиться там (Lenta.ru, 8 июля 2013 г.). Этот призыв имел ограниченный эффект: сотни тысяч российских туристов и паломников продолжают ежегодно посещать этот храм.
Предыдущие попытки Москвы оказать давление на светские власти Абхазии с целью вынудить лидеров ХАД покинуть Новояфонский собор неоднократно заканчивались неудачей. В начале 2011 года президент и премьер-министр сепаратистской Абхазии отвечают, что абхазский парламент передал все храмы на территории республики «Абхазской церкви». А если ХАД откажется подчиниться отцу Виссариону и АПЦ, то абхазское государство «не может вмешиваться в [внутри]церковный спор и насильно изгонять отца Дорофея и его сторонников из монастыря» (Апсныпресс.инфо, 9 февраля)., 2011).
Тем не менее, грузинские эксперты считают этот аргумент политической отговоркой: «Абхазское правительство считает абхазскую церковь, в том числе Новояфонский собор, «инструментом» продвижения независимости Абхазии на мировой арене», — отметил Имнаишвили из «GHN». «Именно правительство Абхазии категорически против передачи «Новяфона» России. Но сказать об этом прямо они не могут, чтобы не вызвать гнев патриарха Кирилла и президента [Владимира] Путина. раскол внутри абхазской церкви» и «невозможность вмешательства государства в этот раскол»», — добавил Имнаишвили (интервью Автору, 4 ноября).